| 
Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия.
 
Окончательное решение о выборе структур организации принимается на высшем уровне её менеджмента при помощи руководителей среднего и низшего звеньев. Задача менеджеров заключается в выборе такой структуры, которая наилучшим образом отвечала бы задачам и целям организации, позволяла ей эффективно взаимодействовать с окружающей средой, рационально распределять и направлять усилия сотрудников. 
 
Структуры организаций отличаются друг от друга:
 
сложностью, т.е. степенью разделения деятельности на различные функции;
формализацией, т.е. степенью заранее установленных правил и процедур;
соотношением централизации и децентрализации (количеством уровней, на которых принимаются решения).  
 
Рациональная структура организации предполагает комбинацию следующих трех факторов:
 
Реальные взаимосвязи между конкретными людьми.
Политика руководства и методы управления.
Полномочия и функции работников.
 
Имеется два типа организационных структур - формальные и неформальные.
 
Формальная структура - это структура организации, установленная системой менеджмента. Например, это объединение людей в группы, отделы, цехи, установление между ними рабочих связей и формальных линий связей и общения.
 
Неформальная структура - это структура, которая возникает в организации независимо от менеджмента. Например, это группа людей из разных подразделений организации, которые являются друзьями.
 
Формальные и неформальные структуры сосуществуют в любой организации, как правило, не являются похожими. Потому что формальные создаются искусственно менеджерами, а неформальные представляют собой естественные объединения членов организации, создаваемые ими по интересам, не всегда совпадающими с целями формальной организации.
 |