| 
Дивизиональная структура управления совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.
 
При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений (предприятий) специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать личные контакты.
 
При продуктовом подходе к формированию структуры организации, каждое из входящих в нее подразделений сосредоточено на выпуске какого-то одного вида продукции или услуг для всех групп потребителей, проживающих на территории, где действует данная фирма. За счет специализации производства удается значительно повысить его качество и эффективность, сориентировать на реальные потребности рынка.
 
Рыночный подход к формированию организационной структуры состоит в том, что каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.
 
Наконец, инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных центров, занимающихся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продуктов и услуг. Получается, что, пока одни подразделения выпускают пользующуюся в настоящий момент спросом продукцию, другие уже готовят ей замену (проектируют, налаживают выпуск). Это сообщает организации дополнительную конкурентоспособность и устойчивость.
 
Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:
 
Многопрофильные предприятия;Предприятия, расположенные в различных регионах;Предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы. 
Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.
 
Производственные связи могут быть как технологическими, так и продуктовыми. Технологические основываются на том, что каждое подразделение выполняет лишь отдельные операции в цепочке изготовления конечного изделия. Их деятельность не воплощается в законченном продукте, имеющем самостоятельное значение. Продуктовые связи предполагают, что имеет место обмен законченными изделиями, которые предназначены для использования не только внутри организации, но и на стороне.
 
В рамках административных связей руководство организации доводит до подразделений обязательные для исполнения решения, направленные на достижение конкретных результатов, задает цели и основные стандарты их деятельности, контролирует их выполнение.
 
Финансовые связи реализуются либо через формирование внутри организации и последующее перераспределение между ее подразделениями централизованного фонда денежных средств, либо через финансовый контроль за их деятельностью. 
Последний отслеживает правильность расходования денег, своевременность их поступления и пр.
 
Специфические задачи менеджмента при дивизиональной структуре управления:
 
Обоснование критериев, выделение проектов и продуктовых групп;Тщательный подбор руководителей подразделений;Обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;Предотвращение внутри фирменной концепции между продуктовыми группами;Предотвращение сепаратистского автономного развития продуктовых групп;Приоритет линейных руководителей над специалистами. 
Схема "Дивизиональная структура управления":
 
   Дивизиональная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:
 
 
| Преимущества | Недостатки |  
| Четкое разграничение ответственности; | Высокая потребность в руководящих кадрах; |  
| Высокая гибкость и адаптивность системы; | Сложная координация; |  
| Высокая самостоятельность структурных единиц; | Повышенные затраты за счет дублирования функций; |  
| Разгрузка высшего менеджера; | Сложность осуществления единой политики; |  
| Простота коммуникационных сетей; | Разобщенность персонала; |  
| Кадровая автономия, высокая мотивация. | Слабый синергетический эффект. |  |